Слушание музыки (музыкальное восприятие) - один из основных видов музыкальной деятельности в детском саду.
Нужна ли детям классическая музыка?
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка.
Ученые уже давно доказали, что классическая музыка очень благотворно влияет на детей, даже еще в том периоде, когда они находятся в утробе матери. Очень важно поддерживать интерес к слушанию классической музыки и в семье.
Так чем же полезна классическая музыка детям?
Произведения таких великих композиторов как Моцарта, Шуберта, Чайковского, Бетховена помогают восстановиться организму после сложного дня и даже помочь стать более здоровыми.
Интеллектуальное развитие.
Слушая классическую музыку еще в утробе или уже после рождения, в младенчестве, у детей специалисты определили более быстрый рост клеток, которые отвечают за интеллект.
Успокаивающий эффект.
Спокойная классическая музыка благотворно воздействует на психику ребенка и помогает ему упокоиться перед сном. Особенно это важно, если ваш ребенок очень непоседлив и часто перевозбуждается в течение дня, а также подвержен резкой смене настроений.
Какая музыка заставляет проявиться скрытые таланты ребенка?
Включите своему ребенку одну из спокойных классических мелодий, попросите закрыть глаза и предложите пофантазировать. Спросите у него, что он видит, где бы могла звучать такая музыка по его мнению? Возможно, действие происходит в каком-то замке или сказочном лесу. Говорите ему о том, что надо расслабить по очереди части тела. Такое прослушивание поможет не только успокоить ребенка, но и поможет ему развивать свою фантазию.
Воспитание музыкального вкуса.
Классическая музыка помогает привить ребенку хороший музыкальный вкус. От того, какую музыку слушает ребенок в детстве и какую слушают его родители, зависят его предпочтения в будущем. Но также чрезвычайно важно не перенасытить неокрепшую психику каким-то одним направлением и не вызвать чувства отторжения. Всего должно быть в меру. Кроме того, избегайте резких композиций, опер, арий, масштабных оркестровых исполнений – для детского восприятия это еще слишком сложно и скорее будет восприниматься как жуткий раздражающий шум.
Громкость композиций также имеет значение. Пусть это будет скорее фоновая спокойная и приятная музыка несколько раз в день, чем полноценный концерт на всю мощность. Для прослушивания в детской рекомендуется выбирать исполнение произведений камерным составом, либо же моноинструментом. Благо, с нынешним доступом к информации, поиск таких вариантов классики не должен составлять большого труда.
Как долго слушать музыку?
Внимание ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.
Как слушать музыку дома?
Заранее приготовьте музыкальный центр. Найдите пьесу, которую Вы будете слушать с ребенком.
Источник звука должен быть рядом, перед ребёнком. Определите силу звука.
Когда слушать музыку?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.
Музыкальные произведения для слушания музыки в семье
для детей 2-3 лет.
- И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», ч1. — Прелюдия и фуга № 1 домажор (фортепиано)
- М. Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»
- П. И. Чайковский, Концерт № 1 для ф-но с оркестром, ч. 2.
- Ф. Шопен, Экспромт ля-бемоль мажор, соч. 29
- Ф. Шуберт, «Аве Мария»
Музыкальные произведения для слушания музыки в семье
для детей 3-4 лет.
- Й. Гайдн, «Детская симфония», (фрагмент 1-й части и финал).
- П. И. Чайковский, «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс»из «Детского альбома».
- Г. Гендель, Сюита «Музыка на воде», (фрагмент 2-й части).
- И. Штраус, «Марш», полька «Трик - трак».
- М. И. Глинка, «Арагонская хота», «Первоначальная полька».
- В. А. Моцарт, Фрагмент Менуэта из симфонии № 34, фрагмент менуэта из «Маленькой ночной серенады».
- И. С. Бах, Гавот из сюиты № 3 (фрагмент).
Музыкальные произведения для слушания музыки в семье
для детей 4-5 лет.
- С. Майкапар, «Тревожная минута».
- А. Гречанинов, «Материнские ласки», «Необычайное происшествие».
- Р. Шуман, «Всадник».
- С. Прокофьев, «Бой часов»из балета «Золушка».
- Й. Гайдн, фрагмент Симфонии № 101 «Часы».
- Г. Свиридов, «Зима».
- А. Вивальди, фрагмент концерта «Зима».
- П. И. Чайковский, «Зимнее утро».
- Р. Шуман, «Дед Мороз», «Ночью».
- С. Прокофьев, «Фея Зимы»из балета «Золушка», детская музыкальная опера «Петя и волк».
Музыкальные произведения для слушания музыки в семье
для детей 5-6 лет.
- Р. Шуман, «Солдатский марш».
- Д. Кабалевский, «Боевая песенка».
- П. И. Чайковский, Марш из оперы «Пиковая дама», «Марш деревянных солдатиков».
- Д. Верди, Марш из оперы «Аида».
- С. Слонимский, «Марш Бармалея».
- С. Прокофьев, «Шествие кузнечиков».
- Э. Григ, «Шествие гномов».
- А. Хачатурян, «Танец с саблями»из балета «Гаянэ».
- С. Прокофьев, Марш («Детская музыка»).
Музыкальные произведения для слушания музыки в семье
для детей 6-7лет.
- П. Чайковский, Марш из балета «Щелкунчик».
- И. С. Бах, Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин, исп. А. Любимов).
- Д. Шостакович, «Вальс-шутка»(флейта и фортепиано).
- И. С. Бах, Инвенция № 3 ре мажор, Инвенция № 2.
- Ж. Люлли, «Гавот»(фортепиано).
- С. Прокофьев, «Гавот».
- B. Моцарт, Аллегро фа мажор, Андантино до мажор.
- Г. Свиридов, Музыкальный момент. «Весна».
- И. С. Бах, Маленькая прелюдия № 3 ре минор.
Уважаемые родители! Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства.
Поинтересуйтесь у детей: какая звучала музыка (весёлая или грустная, спокойная или взволнованная? Про что или про кого музыка может рассказывать?
Иногда, не называя пьесу, спросите, как бы ребёнок её назвал?
Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.
Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность.
Необходимо создать в семье атмосферу доброжелательного отношения к детям, всячески поощрять их попытки проявлять себя в музыке.
Необходимо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее!