Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, болтают с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с расстройством аутистического спектра важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!
Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с расстройством аутистического спектра играть. Конечно, родители об этом знают — они пытаются!
Вот 10 базовых правил, которым важно следовать родителям детей с расстройством аутистического спектра, чтобы добиться успеха и избежать ошибок во время обучения игровым навыкам.
- Не думайте, что навыки игры появятся спонтанно, сами собой
Игра нормотипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с расстройством аутистического спектра игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.
- Время игры — это время развития именно игровых навыков
Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, цветам разных предметов). Но это уместно лишь тогда, когда играть ребенок умеет и любит. Однако у детей с расстройством аутистического спектра есть нехватка именно игровых навыков. Для того, чтобы научить ребенка с расстройством аутистического спектра играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.
- Старайтесь мотивировать ребенка с помощью собственных положительных эмоций и похвалы
Для детей с расстройством аутистического спектра символическая игра — это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему неинтересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру более увлекательной для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами): много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.
- Важно начинать с более «низких» уровней игры
Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом — слишком трудная задача.
- Имитируйте действия самого ребенка и «расширяйте» их
Это критически важный элемент совместной игры — копировать уместные игровые действия ребенка. Указания и инструкции — это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни — дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.
- Делайте паузы, позволяя ребенку отдохнуть от взаимодействия
Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий — это сложный навык для детей с расстройством аутистического спектра, и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка — постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону — просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.
- Подсказывайте как можно реже, больше комментируйте происходящее
Игра — это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).
- Придавайте действиям ребенка символический смысл
Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение — поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»
- Временами делайте что-то неожиданное сами
Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить сценарий игры». Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.
- Побуждайте ребенка хоть как-то поучаствовать в игре
Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, то он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при расстройстве аутистического спектра, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.
Хотя для родителей такая игра — это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка. На старт, внимание, ИГРАТЬ!