Правила работы с гиперактивными детьми

«Гипер...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Отмечают 3 основных группы (блока) проявления СДВГ: нарушения внима­ния, гиперактивность, импульсивность.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в сниже­нии избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с од­ного занятия на другое. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны удерживать внимание часами.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, бес­покойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, кото­рых ребенок часто не замечает. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навыков рисования и письма).

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, не может регулировать свои действия.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окру­жающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллек­туального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может пре­вышать показатели возрастной нормы. СДВГ является самой частой причиной на­рушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4 - 9,5 %.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевая, перенесенные ребен­ком в первые месяцы жизни.                                                                          

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфунк­ция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения спе­циальной диагностики.

Оказание помощи детям с СДВГ должно носить комплексный характер и объединять:

  • методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов);
  • методы психолого-педагогической коррекции (нейропсихологические коррекционные методы, игровые приемы);
  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкульт-минутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. 
поделиться в:
Меню раздела