«Гипер...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Отмечают 3 основных группы (блока) проявления СДВГ: нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность.
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны удерживать внимание часами.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навыков рисования и письма).
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, не может регулировать свои действия.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4 - 9,5 %.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевая, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики.
Оказание помощи детям с СДВГ должно носить комплексный характер и объединять:
- методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов);
- методы психолого-педагогической коррекции (нейропсихологические коррекционные методы, игровые приемы);
- психотерапия;
- медикаментозное лечение.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкульт-минутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным.