Особенные дети

5 СОВЕТОВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 советов педагога-психолога для быстрой адаптации в детском саду

Лето – пора не только отпусков, но и самого важного события в жизни некоторых малышей и их родителей – похода первый раза в……Детский сад! Многие родители опасаются слез (причем, с обеих сторон), истерик и прочих «катастроф» мирового масштаба.

  За несколько месяцев до такого грандиозного события родители задаются вопросом, как помочь любимому чаду легко и просто адаптироваться к новой жизни в незнакомых условиях. Добавьте к этому слезы мамы, нервное подергивание правой ногой папы, опаздывающего на работу, причитание бабушки, попытки вразумить “неразумное дитя” дедушки и получите лучший “разрушитель” радужного дошкольного мира.

Как же помочь своему ребенку пойти в детский сад бодрым шагом и с высоко поднятой головой?:

  1. Спокойствие, только спокойствие!

Во-первых, успокойтесь сами. Прописная истина «Спокойная мама - спокойный малыш» работает здесь как никогда лучше.  Чем положительнее настроена вся семья, тем благоприятнее атмосфера дома и за его пределами.

  1. Готовь сани летом!

Формируйте и развивайте у ребенка навыки и умения, которые пригодятся ему в детском саду.  

Как правило, дискомфорт и нежелание ходить туда возникает из-за того, что малыш, например, не умеет держать ложку самостоятельно.

Читайте также: Первые впечатления. Кое-что про адаптацию в детском. Какие навыки и умения помогут малышу быстрее адаптироваться к новым условиям? Эта база поможет ему быстрее и комфортнее адаптироваться к новым условиям.

  1. Режим дня – наше все!

Родители должны понимать, что без режима дня о собранности и эмоциональной стабильности ребенка и речи быть не может. Очень много трудностей возникает тогда, когда ребенок привык поздно ложиться спать (да и днем мама позволяла смотреть мультики, а не предаваться дневному сну в обнимку с подушкой).  В сад же нужно вставать рано. Какое может быть у малыша настроение, если самого утра ему пришлось бороться с собой и со всем миром, пытаясь открыть глаза?

  1. Этот огромный безумный мир!

С раннего детства показывайте ребенку мир и людей от мала до велика. Так у него выработается понимание, что помимо него, на планете живет много «существ» с которыми можно играть и весело проводить время.

  1. Кусочек «дома» с собой!

Перед походом в детский сад предложите ребенку взять из дома одну вещь, связанную с домом. Например, мамины часы или папину фотографию. Часто бывает, что детям тяжело сделать шаг перед сменой обстановки, и предметы из дома помогают им сделать этот шаг.

Помните, что успешная адаптация ребенка к детскому саду – это совместная работа родителей, воспитателей и всех членов семьи. Детский сад, в котором ребенок будет проводить целый день, должен стать вторым домом, куда хочется бежать и играть. И он ни в коем случае не должен превратиться в «детскую казарму» из-за недоговоренностей и конфликтов взрослых, которые участвуют в этом процессе!  

свернуть

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Советы родителям будущих первоклассников

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир.

 Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

К школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

Девять  подсказок для родителей первоклассника: 

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

 1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет?
 2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
 3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
 4. Чётко выговаривать своё имя?
 5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
 6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
 9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
 10. Слушать и следовать полученным указаниям?
 11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
 12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
 13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
 14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
 15. Ладить с другими людьми?

Экипировка будущего первоклассника

Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

 Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза.

Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.  

Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец?

Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок.

Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

 Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

 

свернуть

Правила работы с гиперактивными детьми

«Гипер...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Отмечают 3 основных группы (блока) проявления СДВГ: нарушения внима­ния, гиперактивность, импульсивность.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в сниже­нии избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с од­ного занятия на другое. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны удерживать внимание часами.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, бес­покойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, кото­рых ребенок часто не замечает. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, освоении навыков рисования и письма).

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, не может регулировать свои действия.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окру­жающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллек­туального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может пре­вышать показатели возрастной нормы. СДВГ является самой частой причиной на­рушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4 - 9,5 %.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевая, перенесенные ребен­ком в первые месяцы жизни.                                                                          

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфунк­ция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения спе­циальной диагностики.

Оказание помощи детям с СДВГ должно носить комплексный характер и объединять:

  • методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов);
  • методы психолого-педагогической коррекции (нейропсихологические коррекционные методы, игровые приемы);
  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкульт-минутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. 
свернуть

Рекомендации педагогов для родителей

Консультация 

1. Постарайтесь увидеть своего ребенка (ресурсы, творческий потенциал, ограничения).

2. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития (интеллектуальной, физическое, психоэмоциональное, социальное).

3. Отметьте, что ребенок научился делать, а с чем справляется с трудом.

4. Не ожидайте слишком много сразу. будьте реалистами. начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше.

5. Чаще хвалите своего ребенка. если ребенок старается сделать. но у него не получается, лучше обойдите это молчание или просто скажите: "Жаль, сейчас не вышло, в другой раз получится".

6. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все что вы делаете.

7. Помогая ребенку осваивать новый навык мягко и осторожно направляйте его движение своими руками.

8. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научится владеть руками.

9. Используйте подражание, чтобы научить ребенка новому действию, или навыку. сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. превратите это в игру.

10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам.  помогайте ему только в той мере , в какой это необходимо. когда ребенку трудно что-либо сделать ил и он это делает медленно и неумело, родителям очень хочется "помочь" ребенку, сделав это за него.

свернуть

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА?

Как учить ребенка с расстройством аутистического спектра играть: 10 базовых рекомендаций

Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, болтают с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с расстройством аутистического спектра важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!

Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с расстройством аутистического спектра играть. Конечно, родители об этом знают — они пытаются!

Вот 10 базовых правил, которым важно следовать родителям детей с расстройством аутистического спектра, чтобы добиться успеха и избежать ошибок во время обучения игровым навыкам.

  1. Не думайте, что навыки игры появятся спонтанно, сами собой

Игра нормотипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с расстройством аутистического спектра, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с расстройством аутистического спектра игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

  1. Время игры — это время развития именно игровых навыков

Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, цветам разных предметов). Но это уместно лишь тогда, когда играть ребенок умеет и любит. Однако у детей с расстройством аутистического спектра есть нехватка именно игровых навыков. Для того, чтобы научить ребенка с расстройством аутистического спектра играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

  1. Старайтесь мотивировать ребенка с помощью собственных положительных эмоций и похвалы

Для детей с расстройством аутистического спектра символическая игра — это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему неинтересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру более увлекательной для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами): много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

  1. Важно начинать с более «низких» уровней игры

Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом — слишком трудная задача.

  1. Имитируйте действия самого ребенка и «расширяйте» их

Это критически важный элемент совместной игры — копировать уместные игровые действия ребенка. Указания и инструкции — это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни — дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

  1. Делайте паузы, позволяя ребенку отдохнуть от взаимодействия

Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий — это сложный навык для детей с расстройством аутистического спектра, и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка — постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону — просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

  1. Подсказывайте как можно реже, больше комментируйте происходящее

Игра — это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

  1. Придавайте действиям ребенка символический смысл

Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение — поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

  1. Временами делайте что-то неожиданное сами

Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить сценарий игры». Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

  1. Побуждайте ребенка хоть как-то поучаствовать в игре

Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, то он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при расстройстве аутистического спектра, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра — это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка. На старт, внимание, ИГРАТЬ!

свернуть
2024
май
15 мая, среда

Спортивный праздник "Здоровая семья-здоровая нация"

подробнее...
поделиться в: